Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

8.6 Смазка станка

8.6.1 Общие указания

 

Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуата­ции и долговечности.

Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.

При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки (п. 8.6.2.) и схемой смазки (рисунок 8.3) заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.

Просмотреть ближе

Рисунок 8.3 - Схема смазки

 

Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов (п. 8.6.3.).

 

8.6.2 Карта смазки

 

Таблица 1

Номер п/п

Смазываемые механизмы

Способ смазки

Марка смазочного материала

Периодичность смазки или замена масла

Номер смазываемой точки по схеме смазки (рисунок 3)

Количество заливаемого  масла в л (англ.  галлон)

1

Шпиндельная бабка и коробка подач

Автоматическая

централизованная

И - 20А

ГОСТ 20799—88

1 раз в 6 месяцев

Заливка — 6;

слив – 4

17 (3,74)

2

 Фартук

Автоматическая

И - 30А

ГОСТ 20799—88

Замена масла при

плановых осмотрах и ремонтах

Заливка — 6;

слив — 4

1,5 (0,33)

3

Каретка и поперечные салазки суппорта

Полуавтоматическая  от насоса фартука

 И - 30А

ГОСТ 20799—88

2 раза в смену

2

Из резервуара фартука

4

 Задние опоры ходового винта и ходового вала

Ручная

И - 30А

ГОСТ 20799—88

Еженедельно

6

0,03 (0,006)

5

 Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок

Ручная

И - 30А

ГОСТ 20799—88

1 раз в смену

3

0,02 (0.004)

6

Задняя бабка

Ручная

И - 30А ГОСТ 20799—88

Еженедельно

3

0,2 (0,04)

7 Сменные шестерни

Ручная

Солидол синтетический С

ГОСТ 4366—76

Ежедневно

8

 0,1 кГ (0,22 англ.

фунта)

 

8.6.3 Описание системы смазки

 

 В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.

Шестеренный насос 10 (рисунок 8.3), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр 7 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает  вращаться диск маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через заливной сетчатый фильтр 8 с магнитным вклады­шем сливается в резервуар. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр 7. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, т. к. это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.

В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить сетчатый фильтр 7 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.

Для очистки заливного фильтра 5 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Заливной фильтр 8 нужно чистить один раз в месяц.

ВНИМАНИЕ! Фильтры 7 и 8 необходимо обязательно чистить перед и после каждой смены масла.

Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие за­ливного фильтра 8. При замене масла слив из резервуара осуществляется через пробку 4. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.

Смазка механизма фартука автоматическая, осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 5. Масло заливается в корпус через отвер­стие 6, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 4. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 1 на лицевой стороне фартука.

Смазку направляющих каретки и поперечных са­лазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винта, размещенных в фартуке, производится вышеописанным образом при выключенной посредством рукоятки 15 (рисунок 8.9) маточной гайке.

Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуа­ров, в которые масло заливается через отверстие 6, закрываемое колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 1 на лицевой стороне корпуса.

Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точка 9), смазываются вручную консистентной смазкой.

Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.

ВНИМАНИЕ! Первую замену масла произво­дить через месяц после пуска станка в эксплуатацию, вторую — через 3 месяца, а далее — строго руководствуясь указаниями карты смазки.