8.6 Смазка
станка
8.6.1
Общие указания
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое
значение для нормальной его эксплуатации и долговечности.
Поэтому необходимо строго придерживаться
ниже приведенных рекомендаций.
При подготовке станка к пуску в соответствии с картой
смазки (п. 8.6.2.) и схемой смазки (рисунок 8.3) заполнить резервуары смазкой и смазать
указанные в карте механизмы.

Просмотреть ближе
Рисунок 8.3 - Схема смазки
Смазку производить смазочными материалами, указанными
в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых
смазочных материалов (п. 8.6.3.).
8.6.2
Карта смазки
Таблица 1
Номер п/п |
Смазываемые механизмы |
Способ смазки |
Марка смазочного материала |
Периодичность смазки или замена масла |
Номер смазываемой точки по схеме смазки (рисунок 3) |
Количество заливаемого масла в л (англ. галлон) |
1 |
Шпиндельная бабка и коробка подач |
Автоматическая
централизованная |
И - 20А
ГОСТ 20799—88 |
1
раз в 6 месяцев |
Заливка — 6;
слив – 4 |
17
(3,74) |
2 |
Фартук |
Автоматическая |
И - 30А
ГОСТ 20799—88 |
Замена масла при
плановых осмотрах и ремонтах |
Заливка — 6;
слив — 4 |
1,5
(0,33) |
3 |
Каретка и поперечные салазки суппорта |
Полуавтоматическая от насоса фартука |
И - 30А
ГОСТ 20799—88 |
2
раза в смену |
2 |
Из
резервуара фартука |
4 |
Задние опоры ходового винта и ходового вала |
Ручная |
И - 30А
ГОСТ 20799—88 |
Еженедельно |
6 |
0,03 (0,006) |
5 |
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок |
Ручная |
И - 30А
ГОСТ 20799—88 |
1
раз в смену |
3 |
0,02 (0.004) |
6 |
Задняя бабка |
Ручная |
И - 30А ГОСТ 20799—88 |
Еженедельно |
3 |
0,2
(0,04) |
7 |
Сменные шестерни |
Ручная |
Солидол синтетический С
ГОСТ 4366—76 |
Ежедневно |
8 |
0,1 кГ (0,22 англ.
фунта) |
|
8.6.3 Описание системы смазки
В станке применена автоматическая централизованная
система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 10 (рисунок
8.3), приводимый от
электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из
резервуара и подает его через сетчатый фильтр 7 к подшипникам шпинделя и
на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения
электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1 на
шпиндельной бабке. Его постоянное вращение
свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и
коробки подач масло через заливной сетчатый фильтр 8 с магнитным
вкладышем сливается в резервуар. В процессе работы необходимо следить за
вращением диска маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке. При его остановке
необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр 7. Для этого его
надо вынуть из корпуса резервуара, предварительно отсоединив трубы, отвернуть
гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в
пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения.
Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, т. к. это может привести
к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар
и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течение первых двух
недель чистить сетчатый фильтр 7 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в
месяц.
Для очистки заливного фильтра 5 с магнитным вкладышем
его нужно удалить из резервуара, снять крышку, вынуть из стакана магнитный
вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Заливной фильтр 8 нужно
чистить один раз в месяц.
ВНИМАНИЕ! Фильтры 7 и 8 необходимо
обязательно чистить перед и после каждой смены масла.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по
указателю уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через
отверстие заливного фильтра 8. При замене масла слив из резервуара
осуществляется через пробку 4. Перед тем как заполнить резервуар маслом,
его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука автоматическая,
осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 5. Масло заливается
в корпус через отверстие 6, закрываемое пробкой, а сливается через
отверстие 4. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 1 на
лицевой стороне фартука.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок
производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на
направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных
втулок ходового винта, размещенных в фартуке, производится вышеописанным образом
при выключенной посредством рукоятки 15 (рисунок
8.9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней
бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через
отверстие 6, закрываемое колпачками. Причем резервуар задней бабки
заполняется до вытекания масла через отверстие 1 на лицевой стороне
корпуса.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни
(точка 9), смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи
масленки, поставляемой со станком.
ВНИМАНИЕ! Первую замену масла производить через
месяц после пуска станка в эксплуатацию, вторую — через 3 месяца, а далее —
строго руководствуясь указаниями карты смазки.
|