Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

7.2 Коробка подач

Тема проекта: Рассчитать и сконструировать шестиступенчатую коробку подач и передачи к продольному суппорту. Реверсирование осуществляется электродвигателем. Быстрый отвод суппорта не предусматривается.

Исходные данные: схема механизма коробки подач и передач к продольному суппорту (рисунок 7.22). Пределы подач s1 = 1,02 мм/об, s6=l,8 мм/об. Наиболее прочный обрабатываемый материал сталь с σв = 75 кг/мм2. Содержание пояснительной записки такое же, как и в примере расчета коробки скоростей (см. п.  7.1.1).

 

Просмотреть ближе

Рисунок 7.22 - Кинематическая схема коробки подач

 

7.2.1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет

 

7.2.1.1 Силовой расчет механизма подач

 

Тяговое усилие, преодолевающее полезные и вредные сопротивления:

P = kпPx + F кг (с. 84 [49]),

где Рх осевая составляющая силы резания (рисунок 7.23), kп =1,5 – коэффициент, учитывающий влияние опрокидывающего момента, возникающего из-за несимметричного положения силы подачи (табл. 8 [49]);

 F – сила трения в направляющих для суппортных токарных станков с призматическими направляющими по уравнению F = (Pz+Q)f (табл. 8 [49]), где Pz – вертикальная составляющая силы резания (рисунок 7.23), Q – вес движущихся частей. Принимаем примерное значение Q = 40 кг, f = 0,15—приведенный коэффициент трения (табл. 8 [49]).

Силы резания определяются по уравнениям:

.

 

Просмотреть ближе

Рисунок 7.23 - Схема усилий резания при точении

 

По таблице принимаем значения коэффициентов для случая обработки сталей с пределом прочности σв = 75 кг/мм2. Режущий инструмент стандартный.

Таблица 7.9

Сила резания

Значения коэффициентов

 

С, кГ

x

y

Pz

Рх

204

66,3

1,0

1,2

0,75

0,65

Определяем наибольшие силы резания при максимальных значениях t и s, принимая наибольшую глубину резания t = 3 мм,

Pz = C·tx·Sy = 204·3·1,80,75 = 955 кг;

Рх = C·tx·Sy = 66,3·31,2·1,80,65 = 248 кг.

Сила трения F= (955 + 40) 0,15 = 151 кг.

Тяговое усилие Р =248 · 1,15 + 151 = 436 кг.

Работа, выполняемая за один оборот реечной шестерни (с. 84 [49]),

РН = 2πМк,

где Мк – крутящий момент на валу реечной шестерни;

Н – ход кинематической пары, преобразующей вращательное движение в прямолинейное.

Для реечной пары H = πmz мм (с. 14 [49]),

где т – модуль зацепления, мм; z – число зубьев реечного колеса. Предварительно принимаем z = 10, т = 3 мм. Тогда

H = 3,14·3·10 = 94,2 мм.

Искомый крутящий момент

.

 

7.2.1.2 Кинематический расчет

 

Подачи целесообразно располагать по геометрическому ряду. Определим знаменатель этого ряда

где S – число ступеней коробки подач.

Для удобства последующих расчетов выразим степени φ:

φ2=1,26; φ3=1,41; φ4=1,58.

Геометрический ряд подач в мм/об шпинделя

 

s1 = l,02; s2= s1·φ=1,02 · 1,12=1,14;

s3= 1,02 · 1,26= 1,28; s4=l,02 · 1,41 = 1,45;

s5= 1,02 · 1,58 = 1,62; s6 = l,80.

 

Определяем числа оборотов реечной шестерни на один оборот шпинделя для каждой подачи по уравнению

об. реечн. шест./об. шп.,

где s — подача, мм/об;

т– модуль реечной шестерни, мм;

z—число зубьев реечной шестерни.

 об. реечн. шест./об. шп.

Выполнив аналогичные вычисления, при других подачах получим:

п'2 = 0,0121; n3 = 0,0136; п'4 = 0,015; п'5 = 0,0168; n6 = 0,0188.

Принимая наибольшую частоту вращения шпинделя n = 2000 об/мин, определим числа оборотов в минуту реечной шестерни

n1 =n1·2000 = 0,0108·2000 = 21,6 и аналогично n2 = 24,2;

n3 = 27,2; n4 = 30; n5 = 34; n6 = 38.

Определяем максимальную требуемую мощность, передаваемую реечной шестерней:

.

 

7.2.1.3 Выбор электродвигателя

 

Принимаем ориентировочные значения КПД:

η1 = 0,99 — пары подшипников качения;

η2 = 0,98 — пары прямозубых цилиндрических колес, работающих в масляной ванне (таблица 2.1);

η3 = 0,96 — реечной передачи;

η4 = 0,95 — клиноременной передачи (таблица 2.1);

η5 = 0,9 — червячной передачи (таблица 2.1).

Общий КПД привода

Требуемая мощность электродвигателя

.

Выбираем электродвигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором в закрытом обдуваемом исполнении типа АО32 – 6 мощностью Nдв = 0,6 кВт n = 930 об/мин.

Диаметр конца вала электродвигателя d = 18 мм.

 

7.2.1.4 Построение графика частот вращения, определение передаточных чисел и чисел зубьев колес

 

Число оборотов электродвигателя не входит в стандартный ряд чисел оборотов, поэтому передаточное число ременной передачи не может быть степенью знаменателя φ ряда чисел оборотов. Передаточное число ременной передачи выбираем так, чтобы вал I (рисунок 7.22) имел число оборотов из стандартного ряда:

Передаточные числа первой группы двухваловой передачи принимаем по графику чисел оборотов (рисунок 7.24)

u1 = φ5 = 1,255 = 1,78; u2 = φ6 = 1,126 = 2.

Необходимо проверить условие: . Это условие выполняется.

Принимаем суммарное число зубьев для первой двухваловой  передачи zΣ = 75 (таблица 3 [64]). При одинаковых модулях колес справедливы уравнения:

 

 

Просмотреть ближе

Рисунок 7.24 - График частоты вращения

 

Решая эти уравнения, получим:

z1 = 27; z7 = 48; z2 = 25; z3 = 50.

Передаточные числа второй группы двухваловой передачи также принимаем по графику частоты вращения (рисунок 7.24).

Исходя из тех же условий, что и в предыдущем случае, и приняв суммарное число зубьев второй двухваловой передачи

zΣ = z4 + z10 = z5 + z9 = z6 + z8 = 72,

составим уравнения:

     

Решая эти уравнения, получим:

z4 = 42; z10 = 30; z9 = 34; z5 = 38; z8 = 26; z6 = 46.

 

Передаточное число третьей двухваловой передачи (рисунок 7.24)

Принимаем суммарное число зубьев третьей двухваловой передачи

Запишем уравнения

Решая эти уравнения, получим:

z11 = 25, z12 = 44.

Передаточное число червячной передачи и = 10,00 (таблица 3.16). В соответствии с ГОСТ 2144—76 принимается по таблице zч = 4, тогда

zк = zч · и =4 · 10 = 40.

Результаты подбора зубьев сведены в таблицу 7.10.

Таблица 7.10

и

u1 = l,78

u2 = 2

u = 10

u6 = 1,78

zΣ

75

72

 

69

 

Просмотреть ближе

Рисунок 7.25 - Расчетная кинематическая схема коробки подач

 

Кинематический расчет завершаем вычерчиванием кинематической схемы механизма коробки подач с соблюдением произвольного масштаба в радиальном направлении. На схеме указываем числа зубьев колес, данные об электродвигателе, нумеруем валы передачи (рисунок 7.25).