Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

7.1.4.5 Расчет числа зубьев зубчатых передач

 

Для того, чтобы получать группы передач минимального радиального размера, необходимо найти в каждой группе шестерни с минимальным числом зубьев, а затем уже, ориентируясь на это число зубьев, подобрать число зубьев всех остальных шестерен по передаточным отношениям.

Так как

,

где d, m – диаметр вала и модуль насаживаемой на него шестерни, мм.

            Для группы i1i2i3 . Принимаем zmin = 22.

            Для группы i4i5 .  Принимаем zmin = 23.

            Для группы i6i7 .  Принимаем zmin = 24.

            Для группы i8 .  Принимаем zmin = 24.

            Для группы i9 . Принимаем zmin = 25.

После этого можно приступить к расчету чисел зубьев всех шестерен привода, пользуясь методом наименьшего кратного 2 для получения наименьших радиальных размеров привода. Выразим передаточные отношения в виде простых дробей:

;                            ;

 ;                          ;

;                                      ;

;                             ;

.

Для ведущих шестерен           .

Для ведомых шестерен      ,

где SZi наименьшее кратное ai + bi для каждой группы передач.

ai, bi – целые числа, выражающие передаточные отношения.

Например, для                 ai = 2   bi = 5

Для группы передач i1i2i3:

;               ai + bi = 2+5 = 7;

;                ai + bi = 1+2 = 3;

;              ai + bi = 7+11 = 18;                 SZi = 7 ∙ 18 = 126;

;                 ;               ;

;               ;               ;

Так как Zmin для данной группы передач равно 22 и принимая во внимание, что разница в соседних числах зубьев тройного блока должна быть не менее 4-5 для беспрепятственного переключения блока, берем общий делитель 1,5

Тогда

z1 = 23,4          z3 = 28             z5 = 32,7

z2 = 60             z4 = 56             z6 = 51,4

Числа зубьев некоторых шестерен получились дробными, поэтому для уменьшения погрешности передаточного отношения отбрасываем дробную часть и получаем:

z1 = 24             z3 = 28             z5 = 32

z2 = 60             z4 = 56             z6 = 51             и          Sz = 84

Для зубчатой пары z5-z6 необходимо сделать высотную коррекцию для того, чтобы ее межцентровое расстояние было равным межцентровому расстоянию зубчатых пар

Для группы передач i4-i5:

                ai + bi = 1+4 = 5

               ai + bi = 1+1 = 2                     SZi = 2 ∙ 5 = 10

                    

                    

Так как zmin = 23, то принимая общий множитель12, имеем:

z7 = 24               z8 = 96             z9 = 60             z10 = 60

Для группы передач i6i7

                ai + bi = 1+4 = 5

               ai + bi = 2+1 = 3                     SZi = 3 ∙ 5 = 15

                  

                 

Так как zmin ≥ 24 для данной группы передач, то принимаем общий множитель 8, имеем:

Z11 = 24             z12 = 96                       z13 = 80                       z14 = 40

Для передач                                z15 = 24           z16 = 96.

Для передач                               z17 = 25           z18 = 50.

После подбора чисел зубьев всех шестерен проверяем отклонение расчетных частот вращения шпинделя от теоретических. Для этого достаточно, чтобы относительная величина общего передаточного отношения кинематической цепи привода не выходила за пределы:

i = ∆i1 + ∆i2 + … + ∆im = 10(φ - 1)% = 2,6%.

Так как передаточное отношение ip.п. ременной передачи можно подобрать точно, то считаем для нее ∆ip.п. = 0.

Расчет относительных погрешностей частных передаточных отношений сводим в таблице 7.10.

Таблица 7.10

Передаточное отношение

Табличное

Расчетное

Относительная погрешность

1

2

3

4

ip.п.

0,690

0,690

 

i1

0,397

0,400

+0,75

i2

0,500

0,500

0

i3

0,631

0,628

-0,47

i4

0,250

0,250

0

i5

1,000

1,000

0

i6

0,250

0,250

0

i7

2,000

2,000

0

i8

0,250

0,250

0

i9

2,000

2,000

0

 

            Общая относительная погрешность передаточного отношения для каждой частоты вращения шпинделя:

i1 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75  < ± 2,6

i2 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0              < ± 2,6

i3 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47   < ± 2,6

i4 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75  < ± 2,6

i5 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0              < ± 2,6

i6 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47    < ± 2,6

i7 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75  < ± 2,6

i8 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0              < ± 2,6

i9 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47    < ± 2,6

i10 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i11 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i12 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47   < ± 2,6

i13 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i14 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i15 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47   < ± 2,6

i16 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i17 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i18 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47   < ± 2,6

i19 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i20 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i21 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i22 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i23 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47   < ± 2,6

i24 = 0 + 0 + 0 + 0,75 = +0,75 < ± 2,6

i25 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0             < ± 2,6

i26 = 0 + 0 + 0 - 0,47 = -0,47  < ± 2,6

Как следует из приведенных расчетов ∆ii, числа зубьев колес подобраны правильно и фактические частоты вращения шпинделя не выходят за пределы допуска табличных.