3.10 Коэффициент
полезного действия зубчатых передач
КПД передач определяется по уравнению
η=
η1
η2
η3,
где
η1
- КПД,
учитывающий потери в зацеплении;
η2 - КПД, учитывающий
потери в опорах;
η3 - КПД, учитывающий
потери на разбрызгивание и размешивание масла (для закрытых передач, работающих
в масляной ванне и для открытых передач, смазываемых густыми мазями).
Для расчетов можно пользоваться значениями КПД, указанными в таблица 3.10.4.
Таблица 3.10.4 - Средние значения
КПД зубчатых передач на
подшипниках качения
Передачи |
Конструкция |
Закрытая, 6-й или 7-й степени
точности, с жидкой смазкой |
Закрытая, 8-й степени
точности, с жидкой смазкой |
Открытая, с густой смазкой |
Цилиндрическая
Коническая |
0,98
0,97 |
0,97
0,96 |
0,96
0,94 |
|
Потери в зацеплении составляют основную часть потерь в передаче.
КПД для
косозубых цилиндрических передач без смещения и со смещением, при котором х1
= - х2(х2=0), может быть определен но уравнению,
предложенному проф. В. Н. Кудрявцевым:
.
Для обычных условий можно принимать f = 0,08-0,1, для неблагоприятных условий f = 0,12-0,14.
Значения kψ передач со смещением, при котором х1 = - х2(х∑=0),
определяются по графику (рисунок 3.16).

Рисунок 3.16 - График для определения коэффициента
kψ
Просмотреть ближе
Для передачи без смещения кψ =1.
Потери в зацеплении прямозубых и косозубых колес:
.
Так как z1+z2=z∑ , a
,
то после подстановки и преобразований получим:

Из уравнения следует, что для уменьшения потерь в зубчатом зацеплении
необходимо выбирать возможно большее суммарное число зубьев при большом числе
зубьев шестерни. Но с увеличением числа зубьев растут габариты и стоимость
передач.
У мелкомодульных колес с большим числом зубьев скольжение и износ
уменьшаются, а КПД увеличивается по сравнению с крупномодульными передачами
с малым числом зубьев.
Необходимо отметить, что вследствие большого числа зацеплений и опор
КПД
коробок скоростей и подач может оказаться сравнительно низким, что вызовет
отрицательное влияние на постоянство температурного режима, а следовательно, на
стабильность точностных характеристик металлорежущих станков. Поэтому при
проектировании коробок скоростей металлорежущих станков, находящихся длительное
время в эксплуатации, не следует опасаться некоторого увеличения расходов на
производство зубчатых колес из лучших материалов и более высокой точности. Эти
расходы вполне окупятся при последующей эксплуатации. Величина для зубчатой
передачи с наружным зацеплением при погружении колеса в масло не более 3 т
ориентировочно определяется по уравнению
,
где v - окружная скорость зубчатого колеса, м/с;
b - ширина колеса, см;
N - передаваемая мощность, л. с;
z∑ - суммарное число зубьев шестерни и колеса;
Е° - вязкость масла в градусах Энглера при рабочей температуре.
Из уравнения следует, что КПД понижается с увеличением вязкости масла,
однако необходимо иметь в виду, что пониженная вязкость масла может явиться
причиной повреждения рабочих поверхностей зубьев.
С увеличением суммарного числа зубьев к. п. д. повышается, что при заданных
диаметрах колес связано с уменьшением модуля. Величину η2
принимают 0,99÷0,995 для пары подшипников качения и 0,96÷0,98 для подшипников
скольжения.
|