Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

3.10 Коэффициент полезного действия зубчатых передач

КПД передач определяется по уравнению

 η= η1 η2 η3,

где  η1 - КПД, учитывающий потери в зацеплении;

η2 - КПД, учитывающий потери в опорах;

η3 - КПД, учитывающий потери на разбрызгивание и размешивание масла (для закрытых передач, работающих в масляной ванне и для открытых передач, смазываемых густыми мазями).

Для расчетов можно пользоваться значениями КПД, указанными в таблица 3.10.4.

Таблица 3.10.4 - Средние значения КПД зубчатых передач на подшипниках качения

 Передачи

Конструкция

Закрытая, 6-й или 7-й степени точности, с жидкой смазкой

Закрытая, 8-й сте­пени точности, с жидкой смазкой

Открытая, с густой смазкой

Цилиндрическая

 

Коническая

0,98

 

0,97

0,97

 

0,96

0,96

 

0,94

 

Потери в зацеплении составляют основную часть потерь в передаче. КПД для косозубых цилиндрических передач без смещения и со смещением, при котором х1 = - х22=0), может быть определен но уравнению, предложенному проф. В. Н. Кудрявцевым:

.

Для обычных условий можно принимать f = 0,08-0,1, для неблагоприятных условий f = 0,12-0,14.

Значения kψ передач со смещением, при котором х1 = - х2=0), определяются по графику (рисунок 3.16).

Рисунок 3.16 - График для определения коэффициента kψ

Просмотреть ближе

Для передачи без смещения кψ =1.

Потери в зацеплении прямозубых и косозубых колес:

.

Так как z1+z2=z , a , то после подстановки и преобразований получим:

Из уравнения следует, что для уменьшения потерь в зубчатом зацеплении необходимо выбирать возможно большее суммарное число зубьев при большом числе зубьев шестерни. Но с увеличением числа зубьев растут габариты и стоимость передач.

У мелкомодульных колес с большим числом зубьев скольжение и износ уменьшаются, а КПД увеличивается по сравнению с крупномодульными передачами с малым числом зубьев.

Необходимо отметить, что вследствие большого числа зацеплений и опор КПД коробок скоростей и подач может оказаться сравнительно низким, что вызовет отрицательное влияние на постоянство температурного режима, а следовательно, на стабильность точностных характеристик металлорежущих станков. Поэтому при проектировании коробок скоростей металлорежущих станков, находящихся длительное время в эксплуатации, не следует опасаться некоторого увеличения расходов на производство зубчатых колес из лучших материалов и более высокой точности. Эти расходы вполне окупятся при последующей эксплуатации. Величина для зубчатой передачи с наружным зацеплением при погружении колеса в масло не более 3 т ориентировочно определяется по уравнению

,

где v - окружная скорость зубчатого колеса, м/с;

b - ширина колеса, см;

N - передаваемая мощность, л. с;

z - суммарное число зубьев шестерни и колеса;

Е° - вязкость масла в градусах Энглера при рабочей температуре.

Из уравнения следует, что КПД понижается с увеличением вязкости масла, однако необходимо иметь в виду, что пониженная вязкость масла может явиться причиной повреждения рабочих поверхностей зубьев.

С увеличением суммарного числа зубьев к. п. д. повышается, что при заданных диаметрах колес связано с уменьшением модуля. Величину η2 принимают 0,99÷0,995 для пары подшипников качения и 0,96÷0,98 для подшипников скольжения.