Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

7.3.24 Приложение 24. Уравнения для определения основных размеров цилиндрических зубчатых колес и передач, составленных из колес без смещения и со смещением

 

Последова-тельность расчета

Наименование параметра

Обозначение

Расчетные уравнения

1

2

3

4

Расчет коэффициентов смещения x1 и x2 при заданном aW

1.

Делительное межосевое расстояние

а

2.

Угол профиля

αt

3.

Угол зацепления

αtW

4.

Коэффициент суммы смещений

XΣ

5.

Коэффициент   смещения

у шестерни

x1

при исходном контуре

у колеса

x2

по ГОСТ 13755—81 разбивку зна­чения    на  состав­ляющие   х1 и х2   выполнять   по рекомендациям, указанным в п. 3.8 глава 3

Расчет межосевого расстояния при заданных коэффициентах смещения x1 и x2

6.

Коэффициенты суммы смещения

XΣ

7.

Угол профиля

αt

8.

Угол зацепления

αtW

9.

Межосевое расстояние

aW

Примечания

1. Значения inv углов указаны в таблице.

2. Если x1=x2 (XΣ=0), то invαtW=invαt, то есть αtW=αt

                       Если при этом β=0 то α=αt=αtW

Расчет диаметров зубчатых колес

10.

Делительный

диа­метр

шестерни

d1

колеса

d2

 

Последова-тельность расчета

Наименование параметра

Обозначе-ние

Расчетные уравнения

1

2

3

4

11.

Начальный диаметр

шестерни

dW1

колеса

dW2

12.

Коэффициент  воспринимаемого смещения

y

13.

Коэффициент   уравнительного смещения

Δy

14.

Диаметр   вершин

зубьев

шестерни

dal

колеса

da2

15.

Диаметр впадин

(размеры являются справочными)

шестерни

dfl

колеса

df2

Примечания

1. Для прямозубых передач

2. При а = aW   получаем dtW = dt,   если    или  х1 = х2 = 0, то dW = d, то есть начальные и делительные окружности колес совпадают.

3. Для косозубых колес   в   расчетные   уравнения   подставляется   вместо m стандартизованный нормальный модуль тп.

4. Если нарезать парные колеса со смещениями x1m и x2m, а затем собрать передачу так, чтобы было соблюдено aW > a, то в зацеплении возникнет боковой зазор. Однако боковые зазоры должны обеспечиваться не изменением номинальных размеров, а отклонениями на смещение исходного контура (см. ГОСТ 1643—81), поэтому для получения беззазорного зацепления нужно сдвинуть центры в обратном направлении.

Величина  называется коэффициентом воспринимаемого смещения, а воспринимаемым сме­щением  ут  называется разность межосевого расстояния цилиндрической зубчатой передачи со смещением и ее делительного межосевого расстояния.

Очевидно . Разность называется коэффициентом уравни­тельного смещения. Для создания беззазорной передачи необходимо уменьшить диаметр заготовки и высоту зуба, тогда

5.Если парные колеса нарезаны с одинаковыми смещениями, но разных зна­ков так, что х1 = х2, а XΣ=0, то aW = a,   что следует из сопоставления уравнений в последовательности расчета. Но при a = aW,   y = 0,   а поэтому . В этом случае диаметры вершин зубьев будут:

Коэффициенты х1 и х2 необходимо подставлять с собственными знаками. Для колес без смещения (х1 = х2 = 0) диаметры будут: