Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

6.5 Разработка рабочих чертежей корпусных деталей

Из всех деталей коробок скоростей и подач наиболее сложными по форме являются корпусные. Поэтому рабочий чертеж этих деталей должен содержать для полноты их показа достаточное количество видов, разрезов и сечений. Этим добиваются содержания на рабочем чертеже корпусной детали всех данных, необходимых для ее изготовления и контроля. Вычерчивание корпусных деталей следует начинать с главного вида, предварительно наметив места расположения всего графического материала. Рабочий чертеж должен содержать все необходимые размеры, их предельные отклонения, чистоту обработки, а также отклонения формы и расположения поверхностей.

Из предельных отклонений формы и расположения поверхностей рабочий чертеж корпусных деталей должен содержать:

1) отклонение базовых поверхностей от плоскостности;

2) отклонение основных отверстий от цилиндричности;

3) отклонение основных отверстий от круглости;

4) отклонение базовых поверхностей от параллельности;

5) отклонение осей основных отверстий от взаимной параллельности;

6) отклонение оси базового отверстия от параллельного базовым плоскостям;

7) отклонение упорных поверхностей для подшипников от перпендикулярности к оси основных отверстий;

8) отклонение основных отверстий от соосности;

9) отклонение осей основных отверстий от пересечения;

10) смещение осей от номинального расположения.

Эти величины указывают условными знаками на изображении детали или помещают в технических требованиях. Комплекс технических требований должен включать также точность расстояния оси базового отверстия до базовых плоскостей и точность координат между осями основных отверстий, так как в коробках скоростей и подач оси основных отверстий связаны между собой точными размерами (ввиду зацепления зубчатых и червячных пар).

Из всех основных отверстий в качестве базовых могут применяться отверстия, в которых устанавливаются валы с выступающими концами. Из этих отверстий выбирают за базовое только одно, к которому предъявляется более жесткое требование в отношении расположения в пространстве. Обычно за такое отверстие принимают отверстие, через которое проходит вал, соединяемый муфтами с валами других сборочных единиц. Если имеется два вала, соединенных муфтами с другими изделиями, то в качестве базового отверстия выбирают отверстие, через которое проходит вал, несущий муфту с меньшим отклонением от соосности.

В коробках скоростей и подач чаще всего базовым отверстием является отверстие, в котором размещен вал последней ступени передачи. Это отверстие должно быть закоординировано в двух взаимно перпендикулярных направлениях относительно базовых поверхностей корпусных деталей, за которые принимают основания, боковые стенки, кромки или точно выполненное крепежное отверстие (размер В' на рисунке 6.4). На рисунке 6.4 в виде примера схематически показан корпус, где координирующими базовую ось (IV) размерами могут быть h и В. Эти размеры проставляют на чертеже с предельными отклонениями, которые устанавливают расчетом соответствующих размерных цепей.

Просмотреть ближе

Рисунок 6.4 - Координирование базовой оси корпусной детали

 

С осью базового отверстия последовательно, по ходу передачи силового потока, связывают все остальные основные отверстия. Для этого проставляют размеры межосевых расстояний А1, А2, ... (рисунок 6.4) с допускаемыми предельными отклонениями, которые принимают по ГОСТ 1643—81 и ГОСТ 3675—81. Кроме межосевых расстояний, в коробках скоростей и подач, оси которых в основном не лежат в одной плоскости, проставляют также координаты по горизонтали или по вертикали обычно без предельных отклонений. При большом числе отверстий в коробке скоростей для удобства их расточки на координатно-расточных станках вместо межосевых расстояний на чертеж наносят размеры с их предельными отклонениями по двум взаимно перпендикулярным координатным направлениям. В этом случае предельные отклонения получают путем пересчета предельных отклонений на межосевые расстояния.