6.5 Разработка
рабочих чертежей корпусных деталей
Из всех деталей коробок скоростей и подач
наиболее сложными по форме являются корпусные. Поэтому рабочий чертеж этих
деталей должен содержать для полноты их показа достаточное количество видов,
разрезов и сечений. Этим добиваются содержания на рабочем чертеже корпусной
детали всех данных, необходимых для ее изготовления и контроля. Вычерчивание
корпусных деталей следует начинать с главного вида, предварительно наметив места
расположения всего графического материала. Рабочий чертеж должен содержать все
необходимые размеры, их предельные отклонения, чистоту обработки, а также
отклонения формы и расположения поверхностей.
Из предельных отклонений формы и расположения
поверхностей рабочий чертеж корпусных деталей должен содержать:
1) отклонение базовых поверхностей от
плоскостности;
2) отклонение основных отверстий от
цилиндричности;
3) отклонение основных отверстий от круглости;
4) отклонение базовых поверхностей от
параллельности;
5) отклонение осей основных отверстий от
взаимной параллельности;
6) отклонение оси базового отверстия от
параллельного базовым плоскостям;
7) отклонение упорных поверхностей для
подшипников от перпендикулярности к оси основных отверстий;
8) отклонение основных отверстий от соосности;
9) отклонение осей основных отверстий от
пересечения;
10) смещение осей от номинального расположения.
Эти величины указывают условными знаками на
изображении детали или помещают в технических требованиях. Комплекс технических
требований должен включать также точность расстояния оси базового отверстия до
базовых плоскостей и точность координат между осями основных отверстий, так как
в коробках скоростей и подач оси основных отверстий связаны между собой точными
размерами (ввиду зацепления зубчатых и червячных пар).
Из всех основных отверстий в качестве базовых
могут применяться отверстия, в которых устанавливаются валы с выступающими
концами. Из этих отверстий выбирают за базовое только одно, к которому
предъявляется более жесткое требование в отношении расположения в пространстве.
Обычно за такое отверстие принимают отверстие, через которое проходит вал,
соединяемый муфтами с валами других сборочных единиц. Если имеется два вала,
соединенных муфтами с другими изделиями, то в качестве базового отверстия
выбирают отверстие, через которое проходит вал, несущий муфту с меньшим
отклонением от соосности.
В коробках скоростей и подач чаще всего базовым
отверстием является отверстие, в котором размещен вал последней ступени
передачи. Это отверстие должно быть закоординировано в двух взаимно
перпендикулярных направлениях относительно базовых поверхностей корпусных
деталей, за которые принимают основания, боковые стенки, кромки или точно
выполненное крепежное отверстие (размер В' на рисунке 6.4). На рисунке 6.4 в виде
примера схематически показан корпус, где координирующими базовую ось (IV)
размерами могут быть h и В. Эти размеры проставляют на чертеже с предельными
отклонениями, которые устанавливают расчетом соответствующих размерных цепей.

Просмотреть ближе
Рисунок 6.4 - Координирование базовой оси корпусной детали
С осью базового отверстия последовательно, по
ходу передачи силового потока, связывают все остальные основные отверстия. Для
этого проставляют размеры межосевых расстояний А1, А2, ...
(рисунок 6.4) с допускаемыми предельными отклонениями, которые принимают по ГОСТ
1643—81 и ГОСТ 3675—81. Кроме межосевых расстояний, в коробках скоростей и
подач, оси которых в основном не лежат в одной плоскости, проставляют также
координаты по горизонтали или по вертикали обычно без предельных отклонений. При
большом числе отверстий в коробке скоростей для удобства их расточки на
координатно-расточных станках вместо межосевых расстояний на чертеж наносят
размеры с их предельными отклонениями по двум взаимно перпендикулярным
координатным направлениям. В этом случае предельные отклонения получают путем
пересчета предельных отклонений на межосевые расстояния.
|