4.3
Экономические основы конструктивных решений при проектировании коробок
скоростей и подач
Среди принципов, которыми должен руководствоваться в своей работе каждый
конструктор при создании экономичной конструкции, наиболее важными являются три,
а именно: принципы унификации, блочности и технологичности.
В каждом отдельном случае конструирования коробок скоростей и подач эти
вопросы должны рассматриваться и изучаться применительно к конкретным условиям
проектирования и производства. Универсальных решений, пригодных для всех
случаев, здесь быть не может, однако на основе общих технико-экономических
соображений всегда можно найти правильные, наиболее экономичные решения.
Принцип унификации предусматривает использование в создаваемой конструкции
уже освоенных сборочных единиц и деталей, что позволяет не только повысить
серийность и организовать работу крупными партиями, но и увеличить масштабы
выпуска таких сборочных единиц и деталей, применив более совершенные методы
технологии и организации производства. Унификация конструкций связана не только
с использованием ранее освоенных деталей, а также покупных изделий, но и с
унификацией сборочных единиц, нормализацией деталей, ограничением числа
типоразмеров отдельных конструктивных элементов (диаметров валов и отверстий,
посадок, резьб и пр.). Все это дает возможность снижать трудоемкость и стоимость
конструкций.
Принцип блочности предопределяет возможность создания конструкций из
обособленных сборочных единиц и механизмов, монтируемых на базовой детали,
причем удобство и трудоемкость сборочных и монтажных работ непосредственно
зависят от выбранного способа компоновки машины. Реализация принципа блочности
позволяет организовать самостоятельное производство отдельных унифицированных
сборочных единиц, в максимальной степени использовать покупные изделия
специализированных заводов и тем самым уменьшить общую трудоемкость конструкции,
а в ряде случаев расход металла и вес.
После составления кинематической схемы при разработке общих видов конструкции
разбивка на сборочные единицы намечается уже более или менее определенно.
Разделение конструкций на отдельные сборочные единицы дает также возможность
вести параллельную сборку, производить обкатку, регулирование и испытание каждой
сборочной единицы в отдельности.
Принцип технологичности конструкций является тем мостом, который органически
связывает работу конструктора и технолога. Руководствуясь этим принципом,
конструктор стремится предусмотреть все возможности для широкого использования
передовых методов технологии при производстве создаваемых конструкций, конечно,
считаясь с типом, масштабами и реальными условиями производства (глава 4,
п. 4.2). Реализация этого принципа связана с применением
нормализованных и тестированных деталей и заготовок из нормального сортамента
металла; сокращением числа посадок, диаметров резьб, позиций крепежа и прочего;
выводом опорных баз на одну плоскость, введением дополнительных баз, облегчающих
установку и крепление деталей, и т. п.
Соблюдение вышеуказанных принципов оказывает большое влияние на экономику
производства. Кроме этого, при проектировании коробок скоростей и подач следует,
как правило, стремиться к тому, чтобы себестоимость изготовления деталей машин
была наименьшей на всех участках производства так же, как и стоимость сборки
конструкции.
Рассматривая стоимость изготовления деталей, следует помнить, что во многом она
зависит от правильного назначения класса точности и чистоты обработки. Нужно
также иметь в виду, что проверка точности сопряжена с необходимостью иметь
определенный запас дорогих измерительных инструментов, что еще более увеличивает
расходы производства. Это обязывает конструктора к тому, чтобы в максимальной
степени сокращать ассортимент посадок и резьб, размеров диаметров валов и
отверстий, ограничивая его необходимым минимумом.
|