Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

3.4 Общие сведения о зубчатых передачах, применяемых в коробках скоростей и подач

Зубчатые передачи коробок скоростей и подач в подавляющем большинстве случаев относятся к типу закрытых передач, работающих при обильной смазке. Привод эвольвентными зубчатыми колесами нашел самое широкое применение в коробках скоростей и подач с постоянными, а иногда сменными колесами ввиду следующих достоинств: широкого диапазона передаваемых мощностей, осуществления значительного диапазона регулирования частот вращения и подач, сравнительной простоты осуществления ряда частот вращения, небольших габаритов, большой долговечности, постоянства мгновенного передаточного числа при достаточной точности изготовления зубчатых колес и их монтажа. Эти свойства эвольвентных зубчатых передач особенно необходимо для точных кинематических цепей подач некоторых металлорежущих станков. При одновременной работе нескольких пар зубчатых колес (что является типичным для коробок скоростей и подач) потери энергии сравнительно невелики, температурный режим работы изменяется медленно, что положительно сказывается на стабильности точностных характеристик работы станков. Сравнительно малые нагрузки на валы и опоры передач, полная взаимозаменяемость, так как парные колеса имеют одинаковый исходный контур, допустимость некоторого колебания межосевого расстояния, что облегчает изготовление корпусов коробок для многоваловых передач, оси которых расположены в разных плоскостях, широкая возможность путем смещения значительно улучшать свойства зубчатых колес и передач в зависимости от условий работы являются достоинствами эвольвентного зубчатого зацепления.

К существенным недостаткам зубчатых передач следует отнести большую стоимость изготовления, особенно колес высокой степени точности и блоков зубчатых колес; шум и вибрации, являющиеся одной из важнейших причин понижения точности обработки деталей и ухудшения чистоты обрабатываемых поверхностей; низкую демпфирующую способность передач в связи с значительной жесткостью зубьев и элементов зубчатых колес.