2.2 Определение
мощности электродвигателей коробок скоростей и подач
Правильный выбор требуемой мощности приводного
электродвигателя имеет большое значение при проектировании коробок скоростей и
подач. Действительно, при недостаточной мощности двигателя машины и механизмы не
могут быть полностью использованы, а при перегрузках электродвигатель может
выйти из строя. Слишком большая мощность электродвигателя влечет за собой
систематическую его недогрузку, что вызывает омертвление средств, вложенных в
электродвигатели, электрическую силовую сеть и заводские подстанции.
Вследствие недогрузки электродвигателей понижается
их КПД и соsφ (φ - угол сдвига фаз между векторами тока и э. д. с. ротора).
Понижение КПД приводит к непроизводительному расходу энергии.
Поэтому номинальная мощность электродвигателя,
работающего продолжительно с постоянной нагрузкой, должна равняться . мощности,
необходимой для работы машин и механизмов.
Требуемая номинальная мощность N′дв на
валу электродвигателя может быть определена из зависимости (1), где общий КПД привода подсчитывается по зависимости (3), тогда
 |
(4) |
В зависимости от заданных параметров электрической
сети и режима нагрузки привода (непрерывный, повторно-кратковременный или
кратковременный) номинальная мощность двигателя должна быть принята:
при непрерывном режиме работы
 |
(5) |
при повторно-кратковременном режиме работы
 |
(6) |
где
-
допустимая мощность двигателя при заданной относительной продолжительности
включения ПВ%;
-
номинальная мощность того же двигателя при непрерывном режиме работы.
Для повторно-кратковременного режима работы
рекомендуются двигатели с повышенным пусковым моментом или крановые.
Относительная продолжительность включения двигателя
, |
(7) |
где tВ - продолжительность включения,
мин;
tB+tП - продолжительность
одного рабочего цикла (продолжительность включения + пауза), мин.
Обычно продолжительность цикла не превышает 10-15
мин. Для кратковременного режима работы выбирают, как правило, специальные
двигатели.
В заданиях на проектирование по курсу «Детали машин»
обычно дают коробки скоростей и подач, для которых электродвигатели выбирают по
номинальной мощности при непрерывном режиме работы. Если двигатель подобран без
большого запаса мощности или в процессе работы он может развивать всю
номинальную мощность, то все дальнейшие силовые и прочностные расчеты передач
обычно ведут исходя из номинальной мощности двигателя. Если же двигатель,
выбранный с запасом мощности, не может развивать всю номинальную мощность, то
расчеты следует вести исходя из мощности, приведенной к валу двигателя N′ДВ.
При выборе электродвигателя следует учитывать
условия его монтажа с коробками скоростей и подач. Если электродвигатель
соединяется с коробкой через ременную передачу, то в этом случае применяется
электродвигатель нормального типа с лапками для установки на горизонтальных,
вертикальных или наклонных плитах (исполнение М101 по ГОСТ 2479-65), с
горизонтальным расположением, а также с вертикальным расположением вала
двигателя (исполнение М302).
При непосредственном соединении электродвигателя с
коробкой скоростей применяются фланцевые электродвигатели исполнения М301 и М361, которые допускают вертикальное и горизонтальное расположение валов. Важным
вопросом является также выбор типа электродвигателя по числу оборотов ротора.
Если плавное регулирование скорости не требуется и не предъявляются специальные
требования к пусковым характеристикам, обычно применяются двух-, трех- и
четырехскоростные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором,
отличающиеся простотой конструкции, низкой стоимостью и надежной работой.
Асинхронные электродвигатели выпускаются в широком диапазоне мощностей и
изготовляются со следующими синхронными скоростями: 3000, 1500, 1000 и 750
об/мин. При этом скорость 3000 об/мин соответствует одной паре полюсов статора,
1500 об/мин - двум парам, 1000 об/мин - трем парам и 750 об/мин - четырем парам
полюсов.
Если требуется широкое и плавное регулирование
скорости, применяются шунтовые (т. е. с параллельным возбуждением)
электродвигатели постоянного тока. Они значительно сложнее и дороже асинхронных
короткозамкнутых электродвигателей и при одинаковой мощности имеют значительно
большие габариты.
Для коробок скоростей и подач станков наибольшее
распространение получили трехфазные асинхронные электродвигатели переменного
тока с короткозамкнутым ротором в защищенном исполнении. Меньшее распространение
имеют двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением.
Тип электродвигателя в зависимости от требуемой
мощности выбирают по каталогу электрооборудования.
В большинстве случаев в каталоге указано несколько
электродвигателей данного типа, имеющих одинаковую мощность, но различные
угловые скорости. Из них надо выбирать двигатель с угловой скоростью, наиболее
соответствующей кинематической схеме привода.
|