Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

7.3.15 Приложение 15. Примеры выбора посадок шарико- и роликоподшипников на валы и в корпус (по ГОСТ 3325—85)

Рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников

Посадки на вал

Условия, определяющие выбор посадки

Подшипники с отверстиями диаметров, мм

Примеры машин и подшипниковых узлов

Рекомендуемые посадка

Вид нагружения внутреннего кольца

Режим работа

радиальные

радиально-упорные

шариковые

роликовые

шариковые

роликовые

Местное (вал не вращается)

Легкий или нормальный P0,07С

Подшипники всех диаметров

Ролики ленточных транспортеров, конвейеров и подвесных дорог для небольших грузов, барабаны самописцев, опоры волновых передач

L0/g6; L6/g6

Нормальный или тяжелый 0,07 С<Р0,15С

Передние я задние колеса автомобилей и тракторов, колеса вагонеток, самолетов и т. п. Валки мелкосортных прокатных станков

L0/e6; L6/g6;

L0/f7; L6/f7;

L0/h6; L6/h6

Блоки грузоподъемных машин, ролики рольгангов, валки станов для прокатки труб, крюковые обоймицы кранов

L0/h6; L6/h6

Циркуляционное (вал вращается)

Легкий или нормальный 0,07С<Р 0,15С

До 50

Гиромоторы и малогабариные электромашины, приборы. Внутришлифовальные шпиндели, электрошпиндели, турбохолодильники

L5/js5; L4/js5; L2/Js4; L5/h5; L4/h5; L2/h4; L2/js3;.L2/h3

Циркуля­ционное (вал вращается)

Легкий или нормальный 0,07С<Р

0,15С

До 40

До 40

До 100

До 40

Сельскохозяйственные машины, центрифуги, турбокомпрессоры, газотурбинные  двигатели, центробежные насосы, вентиляторы, электромоторы, редукторы, коробки  скоростей станков, коробки передач автомобилей и тракторов

L0/k6; L0/k6;

L6/js5; L4/js5

L2/js4; L0/js6;

L6/js6

До 100

До 100

Св. 100

До 100

L5/k5; L4/k5;

L2/k4; L0/k6;

 L6/k6; L0/js6;

L6/js6

До 250

L0/m6; L6/m6

Нормальный или тяжелый 0,07С<Р

≤0,15С

До 100

До 40

До 100

До 100

Электродвигатели мощностью до 100 кВт, турбины, криво-шипношатунные механизмы, шпиндели металлорежущих

станков, крупные редукторы.

Редукторы вспомогательного оборудования прокатных станов

L5/k5; L4/k5;

L2/k4; L0/k6;

L6/k6; L0/js6;

L6/js6

Св. 100

До 100

Св. 100

До 180

L5/m5; L4/m5;

L2/m4; L0/m6;

L6/m6

Циркуляционная

(вал вращается)

Нормальный или тяжелый 0,07С<Р 0,15С

До 250

До 260

L5/n5; L4/n5; L2/n4; L0/n6; L6/n6; L0/p6;

L6/p6

Тяжелая и ударная нагрузка

Св. 50 до 140

Железнодорожные и трамвайные буксы, буксы тепловозов и электровозов, коленчатые валы двигателей, электродвигатели мощностью свыше 100 кВт, крупные тяговые электродвигатели, ходовые колеса мостовых кранов, ролики рольгангов  тяжелых станов, дробильные, экскаваторы, манипуляторы прокатных станов, шаровые дробилки,  вибраторы,  грохоты, инерционные транспортеры

L0/m6; L6/m6;

L0/n6; L6/n6

Св. 140

до 200

L0/р6; L6/p6

Св. 200

до 250

L0/r6; L6/r6;

L6/r7; L6/r7

Циркуляционное (вал вращается)

Тяжелая и ударная нагрузка

Подшипники на закреплительно-стяжных втулках всех диаметров

Железнодорожные и трамвайные буксы, буксы тяжело-нагруженных металлургических транспортных устройств. Некоторые узлы сельхозмашин

Поля допусков вала h8; h9

Нормальный

Подшипники на закрепительных втулках всех диаметров

Трансмиссионные и контрприводные валы и узлы, сельскохозяйственные машины

Поля допусков вала h9; hl0

Посадки упорных подшипников

Условия, определяющие выбор посадки

Подшипники с отверстиями диаметров, мм

Примеры машин и подшипниковых узлов

Рекомендуемые посадка

Вид нагружения

Режим работа

радиальные

радиально-упорные

шариковые

роликовые

шариковые

роликовые

Нагрузки осевые

Подшипники всех диаметров

Узлы с одинарными упорными подшипниками

L0/js6; L6/js6

Узлы с двойными  упорными подшипниками

L0/js6; L6/js6

Колебательное нагружение

Нагрузка осевая и радиальная

До 200

Узлы на упорных подшипниках со сферическими роликами

L0/fc6; L6A6

Св. 200 до 250

L0/m6; L6/m6

Примечания:

1. Допускается при необходимости для узлов с упорными подшипниками вместо  Js5,  Js6  использование нолей J6, J6 ограниченного применения.

2. Для двойных упорных подшипников с отверстием диаметром свыше 150 мм допускается применение посадок L0/k6, L6/k6.

Посадки в корпус

Условия, определяющие выбор посадки

Примеры машин и подшипниковых узлов

Рекомендуемая посадка

Вид нагружения

Режим работа

Циркуляционное (вращается корпус)

Тяжелый при тонкостенных корпусах Р>0,15С

Колеса автомобилей, тракторов, башенных кранов, ведущие барабаны гусеничных машин

Р7/l0; Р7/l7; Р6/l5

Нормальный 0,07C<P0,15C

Ролики ленточных транспортеров, барабанов комбайнов, валики станов для прокатки труб

Js7/l0; Js7/l6; К7/l0; К7/l6

Нормальный или тяжелый 0,07С< <Р0,15С

Передние колеса автомашин и тягачей. Ролики рольгангов, коленчатые валы, ходовые колеса мостовых и козловых кранов. Опоры и блоки крюковых обоймиц и полиспастов. Опорно-поворотные устройства кранов

N7/l0; N7/l6; М7/l0; М7/l6

Местное (вращается вал)

Нормальный или тяжелый (для точных узлов) 0,07С< <Р0,15С

Шпиндели тяжелых металлорежущих станков

М6/l5; М6/l4; К6/l5;

К6/ l4

Нормальный 0,07C<P0,15C

Электродвигатели, центробежные насосы, вентиляторы, центрифуги, шпиндели быстроходных металлорежущих станков, турбохолодильники, узлы с радиально-упорными шариковыми подшипниками

Js6/l5; Js6/l4; Js7/l0; Js7/l6

Местное (вращается вал)

Нормальный или тяжелый, (перемещение вдоль оси отсутствует) 0,07C<P0,15C

Коробки передач, задние мосты автомобилей и тракторов. Подшипниковые узлы на конических роликовых подшипниках

М7/l0; М7/l6; К7/l0; K7/l6; Js7/l0; Js7/l0

Нормальный или тяжелый Р>0,15С

Узлы общего машиностроения, редукторы, железнодорожные, трамвайные буксы, тяговые электродвигатели, сельскохозяйственные машины

Н7/l0; Н7/l6; J7/l0;

J7/l6

Легкий или нормальный Р≤0,07С

Быстроходные электродвигатели, оборудование бытовой техники

Н7/l0; H7/l6; H6/l5;

Н6/l4; Н5/l2; Js7/l0;

Js7/l6; Js6/l5; Js6/l6; Js5/l2

Местное или колебательное (вращается вал)

Нормальный или тяжелый 0,07С<Р≤0,15С

Шпиндели шлифовальных станков, коленчатые валы двигателей

К6/l5; К6/l4; К5/l2;

Js6/l5; Js6/l4; Js6/l2

Легкий или нормальный 0,07С<Р0,15С

Трансмиссионные валы, молотилки, машины бумажной промышленности

Js7/l0; Js7/l6; Н7/l0; Н7/l6

Местное (вращается вал). Нагрузка исключительно осевая

Нормальный 0,07С<Р0,15С

Все типы узлов с упорными подшипниками

Н8/l0; Н8/l6

Тяжелый Р>0,15С

Узлы с шариковыми упорными подшипниками

Н8/l0; Н8/l6; Н9/l0;

Н9/l6; Н6/l5; Н6/l4

Узлы с упорными подшипниками на конических роликах

G7/l0; G7/l6; G6/l5;

Q6/l4

Местное (вращается вал)

Тяжелый или нормальный 0,07С<Р 0,15С

Узлы со сферическими упорными роликовыми подшипниками для:

общего применения

Js7/l0; Js7/l6

Циркуляционное (вращается вал)

Тяжелый Р>0,15С

тяжелых металлорежущих станков (карусельные)

K7/l0, K7/l6

вертикальных валов турбин

М7/l0; М7/l6

Примечания:

1. Допускается при необходимости использование вместо JS6, JS7 полей допусков ограниченного применения J6, J7.

2. В случае разъемных корпусов посадки должны быть выбраны с зазором (поля допусков диаметров отверстий корпусов Н7, Н6, G7, G6)