6.8 Использование
государственных и отраслевых стандартов при конструировании коробок скоростей и
подач
6.8.1 Общие сведения
о стандартизации
Стандартизация — это установление и применение
правил разработки единообразных свойств и качеств изделий и их частей,
материалов, производственных процессов и т. д. с целью упорядочения деятельности
в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. В
Росийской Федерации такое единообразие продукции обеспечивается путем введения специальных
обязательных для применения нормативных документов — Государственных стандартов,
следуя которым производится продукция, отвечающая определенным требованиям.
Государственные стандарты обязательны к
применению для всех организаций на всей территории РФ. Они имеют силу закона,
публикуются только в качестве официального издания, и перепечатка их запрещена.
Перечень действующих стандартов ежегодно
публикуется в «Указателе Государственных стандартов», а текущая информация о
вновь утвержденных стандартах и о внесенных в стандарты изменениях публикуется
ежемесячно, в «Информационном указателе стандартов».
По содержанию и областям применения
государственные стандарты классифицированы по трем признакам: разделы, классы и
группы. Номер стандарта выражается в последовательности чисел с добавлением
индекса года утверждения. По отраслевым или иным признакам стандарты не
разделяются.
В настоящее время в РФ действует свыше 8000
стандартов, в том числе более 1200 на изделия машиностроения, но еще большие
номенклатуры их разновидностей являются потенциальными объектами стандартизации.
Параллельно им могут действовать отраслевые,
республиканские стандарты и стандарты предприятий, устанавливаемые на объекты,
на которые не распространены государственные стандарты (ГОСТы), а также на
объекты, на которые имеются ГОСТ, но необходимо обеспечить:
а) сокращенный сортамент стандартизированных
изделий для ограничения типов и размеров применительно к нуждам данной отрасли
или завода;
б) отдельные размерные и качественные показатели
в развитии государственных стандартов. Срок введения этих стандартов установлен
с 1.1.1970 г. До этого времени действовали нормали межотраслевые, отраслевые или
местного значения.
В машиностроении было установлено три вида
нормалей: нормали машиностроения, отраслевые и заводские нормали. Если эти
нормали не пересмотрены после 1.1.1970 г., то ими можно пользоваться в масштабах
данной отрасли или предприятия. Нормали машиностроения, например, на различные
типы муфт и подшипники, детали смазочных и уплотнительных устройств и т. п.
могут быть применимы во всех отраслях машиностроения. Такая межотраслевая
нормализация и организация специализированных производств нормализованных
изделий позволяет значительно сократить трудоемкость и снизить себестоимость
изделий, получить большую экономию материалов, а также сократить цикл подготовки
производства новых изделий на 25—30 %.
6.8.2 Стандартизация
элементов конструкций коробок скоростей и подач
Элементы конструкций коробок скоростей и подач
могут быть разделены на следующие группы:
а) геометрические размеры — наружные и
внутренние диаметры, длины, размеры сечений, радиусы, допуски, посадки;
б) элементы деталей — резьбовые, шлицевые и
другие соединения, зубчатые соединения и т. д;
в) детали коробок скоростей и подач — основные,
вспомогательные, крепежные;
г) места крепления (посадочные места) деталей и
сборочных единиц.
Первая и вторая группы элементов в настоящее
время почти полностью охвачены государственными стандартами и в отдельных
случаях — нормалями машиностроения. Значительное количество государственных
стандартов на размеры и элементы деталей (свыше 200) служит наглядным
подтверждением степени стандартизации этих двух групп. Третья группа — основные,
вспомогательные детали — стандартизованы и нормализованы в значительно меньшей
степени.
Государственные стандарты имеются в основном
только на крепежные детали, а на большую массу имеющих широкое распространение в
коробках скоростей и подач деталей — рычаги, втулки, соединительные детали и
другие — государственные стандарты не утверждены. Нормали машиностроения введены
только на небольшую группу этих деталей.
Для четвертой группы элементов (места крепления) утверждено незначительное
количество государственных стандартов и несколько нормалей на присоединительные
размеры стандартных и нестандартных деталей и сборочных единиц.
Использование этих ГОСТ и нормалей при
конструировании обеспечивает:
а) возможность массового или крупносерийного
производства стандартных деталей;
б) возможность использования стандартного
инструмента, режущего, деформирующего и мерительного;
в) легкость замены вышедших из строя деталей при
ремонте;
г) большую экономию труда при конструировании и
повышение качества конструкций.
Чрезвычайно важное народнохозяйственное значение
стандартизации требует от конструктора наряду с непременным использованием
имеющихся стандартов создания благоприятных условий для стандартизации деталей и
сборочных единиц, еще не охваченных стандартами. Первым шагом к этому является
использование в новых коробках скоростей и подач деталей и сборочных единиц
других, ранее спроектированных, освоенных в производстве и проверенных в
эксплуатации коробок. Задача конструктора состоит в том, чтобы при разработке
новой конструкции вводить только те новые детали и сборочные единицы, от которых
зависят качество коробки и удобство ее обслуживания. Все остальные детали и
сборочные единицы, принципиально не влияющие на эти два основных показателя,
следует оставлять по возможности неизменными.
Если в новой конструкции нельзя почему-либо
применить целиком существующую сборочную единицу аналогичного назначения, то
следует выполнить одинаковыми хотя бы присоединительные размеры этих сборочных
единиц с тем, чтобы в дальнейшем облегчить их стандартизацию.
|