Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

6.8 Использование государственных и отраслевых стандартов при конструировании коробок скоростей и подач

6.8.1 Общие сведения о стандартизации

Стандартизация — это установление и применение правил разработки единообразных свойств и качеств изделий и их частей, материалов, производственных процессов и т. д. с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. В Росийской Федерации такое единообразие продукции обеспечивается путем введения специальных обязательных для применения нормативных документов — Государственных стандартов, следуя которым производится продукция, отвечающая определенным требованиям.

 

Государственные стандарты обязательны к применению для всех организаций на всей территории РФ. Они имеют силу закона, публикуются только в качестве официального издания, и перепечатка их запрещена.

Перечень действующих стандартов ежегодно публикуется в «Указателе Государственных стандартов», а текущая информация о вновь утвержденных стандартах и о внесенных в стандарты изменениях публикуется ежемесячно, в «Информационном указателе стандартов».

По содержанию и областям применения государственные стандарты классифицированы по трем признакам: разделы, классы и группы. Номер стандарта выражается в последовательности чисел с добавлением индекса года утверждения. По отраслевым или иным признакам стандарты не разделяются.

В настоящее время в РФ действует свыше 8000 стандартов, в том числе более 1200 на изделия машиностроения, но еще большие номенклатуры их разновидностей являются потенциальными объектами стандартизации.

Параллельно им могут действовать отраслевые, республиканские стандарты и стандарты предприятий, устанавливаемые на объекты, на которые не распространены государственные стандарты (ГОСТы), а также на объекты, на которые имеются ГОСТ, но необходимо обеспечить:

а) сокращенный сортамент стандартизированных изделий для ограничения типов и размеров применительно к нуждам данной отрасли или завода;

б) отдельные размерные и качественные показатели в развитии государственных стандартов. Срок введения этих стандартов установлен с 1.1.1970 г. До этого времени действовали нормали межотраслевые, отраслевые или местного значения.

В машиностроении было установлено три вида нормалей: нормали машиностроения, отраслевые и заводские нормали. Если эти нормали не пересмотрены после 1.1.1970 г., то ими можно пользоваться в масштабах данной отрасли или предприятия. Нормали машиностроения, например, на различные типы муфт и подшипники, детали смазочных и уплотнительных устройств и т. п. могут быть применимы во всех отраслях машиностроения. Такая межотраслевая нормализация и организация специализированных производств нормализованных изделий позволяет значительно сократить трудоемкость и снизить себестоимость изделий, получить большую экономию материалов, а также сократить цикл подготовки производства новых изделий на 25—30 %.

 

6.8.2 Стандартизация элементов конструкций коробок скоростей и подач

 

Элементы конструкций коробок скоростей и подач могут быть разделены на следующие группы:

а) геометрические размеры — наружные и внутренние диаметры, длины, размеры сечений, радиусы, допуски, посадки;

б) элементы деталей — резьбовые, шлицевые и другие соединения, зубчатые соединения и т. д;

в) детали коробок скоростей и подач — основные, вспомогательные, крепежные;

г) места крепления (посадочные места) деталей и сборочных единиц.

Первая и вторая группы элементов в настоящее время почти полностью охвачены государственными стандартами и в отдельных случаях — нормалями машиностроения. Значительное количество государственных стандартов на размеры и элементы деталей (свыше 200) служит наглядным подтверждением степени стандартизации этих двух групп. Третья группа — основные, вспомогательные детали — стандартизованы и нормализованы в значительно меньшей степени.

Государственные стандарты имеются в основном только на крепежные детали, а на большую массу имеющих широкое распространение в коробках скоростей и подач деталей — рычаги, втулки, соединительные детали и другие — государственные стандарты не утверждены. Нормали машиностроения введены только на небольшую группу этих деталей.

Для четвертой группы элементов (места крепления) утверждено незначительное количество государственных стандартов и несколько нормалей на присоединительные размеры стандартных и нестандартных деталей и сборочных единиц.

Использование этих ГОСТ и нормалей при конструировании обеспечивает:

а) возможность массового или крупносерийного производства стандартных деталей;

б) возможность использования стандартного инструмента, режущего, деформирующего и мерительного;

в) легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте;

г) большую экономию труда при конструировании и повышение качества конструкций.

Чрезвычайно важное народнохозяйственное значение стандартизации требует от конструктора наряду с непременным использованием имеющихся стандартов создания благоприятных условий для стандартизации деталей и сборочных единиц, еще не охваченных стандартами. Первым шагом к этому является использование в новых коробках скоростей и подач деталей и сборочных единиц других, ранее спроектированных, освоенных в производстве и проверенных в эксплуатации коробок. Задача конструктора состоит в том, чтобы при разработке новой конструкции вводить только те новые детали и сборочные единицы, от которых зависят качество коробки и удобство ее обслуживания. Все остальные детали и сборочные единицы, принципиально не влияющие на эти два основных показателя, следует оставлять по возможности неизменными.

Если в новой конструкции нельзя почему-либо применить целиком существующую сборочную единицу аналогичного назначения, то следует выполнить одинаковыми хотя бы присоединительные размеры этих сборочных единиц с тем, чтобы в дальнейшем облегчить их стандартизацию.