Введение Теория Курсовое проектирование Информационные источники Об издании

1.4 Основные типы коробок подач

Коробка подач является лишь частью механизма подачи, в состав которого входят также привод механизма подач, устройства для включения и реверсирования подач, предохранительные устройства от перегрузки, блокировочные устройства от неправильного включения, тяговые устройства фартука и т. д. Коробка подач обычно располагается в начале кинематической цепи, связывающей ее с тяговым устройством механизма подачи, и уменьшает крутящие моменты на валах. С другой стороны, коробку подач желательно помещать ближе к рабочей зоне, особенно при частой смене подач и при независимой настройке подач отдельных механизмов станка.

Коробки подач по сравнению с коробками скоростей являются более тихоходными, требуют большего уменьшения оборотов, могут осуществлять регулирование с Мк = const и обеспечивать для некоторых типов станков точные передаточные числа.

Сложные коробки подач образуются так же, как и коробки скоростей, из элементарных двух- и трехваловых передач, однако к ним в зависимости от назначения предъявляется ряд специфических требований в отношении:

а) количества ступеней подач; б) диапазона подач; в) характера движения подачи (непрерывное или периодическое); г) вида привода (от шпинделя или от отдельного электродвигателя); д) абсолютных величин скоростей подач; е) необходимой точности настройки подач; ж) нагрузки коробки подач; з) частоты переключений передач для настройки и т. д.

В зависимости от вида шестеренчатого механизма, предназначенного для настройки подач, все коробки подач могут быть разделены на следующие типы.

1. Коробки подач с передвижными блоками зубчатых колес.

2. Коробки подач со ступенчатым конусом зубчатых колес:

      а) конус с накидным зубчатым колесом;

      б) конус с вытяжной шпонкой.

3. Коробки подач типа «меандр».

4. Коробки подач со сменными зубчатыми колесами.

 

1.4.1 Коробки подач с передвижными блоками зубчатых колес

 

Коробки подач с передвижными блоками зубчатых колес по конструкции аналогичны коробкам скоростей. Они удобны для применения в приводах подач, так как могут передавать большие крутящие моменты (по сравнению с другими конструкциями) и работать с большими скоростями без холостого вращения зубчатых передач.

Недостаток коробок подач этого типа - невозможность применения косозубых колес.

 

1.4.2 Коробки подач со ступенчатым конусом зубчатых колес

 

а) Конус с накидным зубчатым колесом.

На рисунке 1.8 показана схема передачи, которая широко распространена в токарно-винторезных станках. В этой передаче колесо z0 через промежуточное накидное колесо, сидящее на оси III, при повороте и перемещении обоймы A вдоль оси вала II может последовательно зацепляться с зубчатыми колесами конуса z1, z2, z3, …, z.

Количество зубчатых колес на валу I может быть различным и зависит от числа ступеней скорости. Чаще всего их бывает 4-6, но не более 12. Конус зубчатых колес может быть как ведущим, так и ведомым. Небольшие габаритные размеры коробки по длине, небольшое число зубчатых колес механизма, управление переключениями всех передач одной рукояткой составляют основные достоинства коробок этого типа.

К недостаткам передачи с накидным зубчатым колесом следует отнести:

1) малую жесткость соединения зубчатых колес между валами I и II;

2) возможность проникновения абразива в коробку подач из-за наличия в корпусе коробки прорези для рычага накидного зубчатого колеса.

Вследствие недостаточной жесткости корпуса коробки при больших окружных скоростях зубчатых колес создаются значительные вибрации, что может привести к расцеплению зубчатых колес и, следовательно, нарушению непрерывной подачи.

Просмотреть ближе

Рисунок 1.8 - Конус с накидной шестерней

 

б) Конус с вытяжной шпонкой

Компактность конструкции, большое число передач (до 8-10) в одной группе, возможность применения косозубых колес для получения ряда точных передаточных чисел - основные достоинства коробок этого типа. На рисунке 1.9 показано конструктивное оформление коробки подач револьверного станка, в котором применен зубчатый конус с вытяжной шпонкой.

Просмотреть ближе

Рисунок 1.9 - Конус с вытяжной шпонкой

 

Передача состоит из постоянно сцепленных зубчатых колес на двух валах. На одном из валов колеса сидят свободно и сцепляются с ним в зависимости от положения вытяжной шпонки, которую обычно встраивают в ведомый вал.

Недостаточная жесткость вала, ослабленного шпоночным пазом, ненадежное соединение вала с зубчатыми колесами с помощью вытяжной шпонки, плохая смазка - все эти недостатки не позволяют применять коробки этого типа для передачи больших крутящих моментов и при больших скоростях. Поэтому они нашли применение главным образом в легких станках, таких как вертикально-сверлильные, револьверные и токарно-винторезные.

 

1.4.3 Коробки подач типа «меандр»

 

«Меандром» называется трехваловый механизм, составленный из ряда одинаковых блоков по два зубчатых колеса и передвижной обоймы с накидным колесом (рисунок 1.10, а).

Просмотреть ближе

а - с накидным зубчатым колесом;

б - с передвижным зубчатым колесом

Рисунок 1.10 - Схема «меандра»

 

Коробки подач типа «меандр» работают как множительный механизм и в некотором сочетании зубчатых колес могут работать на замедление либо на ускорение. По своему конструктивному исполнению механизм весьма простой и компактный и дает большой диапазон подач, особенно в приводе токарно-винторезных станков. К недостаткам коробок подач типа «меандр» следует отнести:

а) вращение всех блоков зубчатых колес на валах, в том числе и не участвующих в передаче движения;

б) нежесткое крепление обоймы, несущей зубчатое колесо подвижного рычага, с корпусом коробки. Для повышения жесткости передачи можно применять передвижное колесо е, которое может зацепляться только с большими зубчатыми колесами блоков (рисунок 1.10, б). Однако в этом случае число скоростей уменьшается вдвое и для сохранения того же числа ступеней скорости механизма требуется большее количество блоков зубчатых колес.

Монтаж блоков на подшипниках качения осложняет конструкцию, поэтому в быстроходных станках коробки типа «меандр» предпочитают заменять трехваловой коробкой с передвижными зубчатыми колесами, хотя это связано с усложнением системы управления.

 

1.4.4 Коробки подач со смежными зубчатыми колесами

 

Гитары сменных колес дают возможность производить настройку подачи с большой степенью точности. При значительном расстоянии между осями валов, связанных сменной передачей, гитары сменных колес позволяют применять передаточные числа до umax = 8, что увеличивает диапазон настройки и упрощает структуру и конструкцию привода подач.

Эти свойства гитар со сменными колесами делают их удобными для применения в станках различных типов, особенно в станках для серийного и массового производства. Гитары коробок подач со сменными зубчатыми колесами по конструкции аналогичны гитарам коробок скоростей.