ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРОБКАХ СКОРОСТЕЙ И ПОДАЧ
1.1 Назначение
коробок скоростей и подач
Передача энергии к исполнительным механизмам машин может осуществляться
двигателями непосредственно или через механические приводы, под которыми
понимается совокупность механизмов, передающих движение от источника до элемента,
выполняющего основные, вспомогательные и специальные движения. Необходимость
широкого применения в машинах механического привода определяется следующими
обстоятельствами:
а) скорости, потребные для выполнения технологических и других процессов, не
совпадают с оптимальными скоростями двигателей (значительно ниже);
б) большинство технологических и транспортных машин требует регулирования
скоростей, между тем регулирование скоростей двигателей оказывается не всегда
рациональным и экономичным;
в) двигатели обычно выполняются для равномерного вращательного движения, а в
машинах часто оказываются необходимы поступательное, винтовое и другие виды
движений с заданным законом изменения скоростей и т. д.;
г) двигатели по условиям габаритов, техники безопасности и т. д. не всегда
могут быть непосредственно соединены с исполнительными механизмами.
Механические приводы могут быть осуществлены различными способами: зубчатыми
коробками скоростей и подач, зубчатыми или червячными редукторами, вариаторами и
т. д.
Основным их назначением является передача энергии от двигателя к
исполнительным механизмам машин, как правило, с преобразованием скоростей и
соответственным изменением сил или моментов, иногда с преобразованием видов или
законов движения.
Устройство коробок скоростей и подач должно обеспечивать требуемую точность
кинематических цепей, малые потери времен на переключения, предохранение от
перегрузок и поломок, отсутствие недопустимых вибраций и т. д.
Коробки скоростей и подач составляют основную часть большинства машин. Это
можно иллюстрировать сопоставлением трудоемкости отдельных сборочных единиц.
Например, трудоемкость коробки скоростей, коробок подач и фартука токарных
станков, т. е. сборочных единиц, охватывающих основную часть привода, составляет
более 60 % трудоемкости станка.
Достоинства коробок скоростей и подач состоят в возможности регулирования
скоростей и подач в широком диапазоне с передачей значительной мощности и
обеспечения постоянства передаточного отношения. Кроме этого, они проще по
конструкции и надежней в эксплуатации по сравнению с механизмами бесступенчатого
регулирования.
Недостатки
шестеренчатых коробок скоростей и подач заключаются в невозможности
бесступенчатого регулирования, сравнительно низком КПД в
случае широкого диапазона регулирования с высоким пределом чисел оборотов и
в определенных трудностях переключения скоростей на ходу.
|